Купить со скидкой развивающие коврики на сайте BabyCode.ru
Если говорить о нормальном развитии, то первые звуки малыши начинают издавать в возрасте 8–9 месяцев, их речь в это время стремительно развивается. В норме в два с половиной года в словаре ребенка насчитывается больше 100 слов. Когда в три года малыш продолжает молчать — врачи говорят о патологии и устанавливают диагноз «Задержка речевого развития».
Что делать родителям в такой ситуации? В статье рассказываем, почему развивается данное отклонение, как оно проявляется и какие есть способы для его коррекции.
Купить со скидкой Наклейки Для Приучения Малыша К Горшку на сайте BabyCode.ru
- Что такое ЗРР и ЗПРР — разбираемся в терминах
- ЗРР
- ЗПРР
- По каким признакам определяется отставание в речевом развитии у детей?
- Стадии ЗРР
- Почему происходит задержка речевого развития?
- Органические триггеры
- Социальные причины
- Как должно проходить развитие речи ребенка в норме?
- Ребенок не говорит в 3 года: что делать?
- Способы диагностики
- Способы коррекции
- Работа с логопедом
- Работа с дефектологом
- Комплексная медико-педагогическая терапия
- Микротоковая рефлексотерапия
- Логопедические сеансы массажа
- Как заставить говорить ребёнка — простые упражнения
- Прогноз
- Заключение
Что такое ЗРР и ЗПРР — разбираемся в терминах
В медицинской литературе существует два понятия — задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития речи (ЗПРР). По незнанию многие родители считают их равноценными, однако это не так.
ЗРР
При ЗРР психика, эмоции и интеллектуальные способности ребенка вполне совпадают с установленными нормами развития. Если проще, то это термин, под которым подразумевают замедленный темп освоения языка на стадии раннего и среднего индивидуального становления.
В этом случае малыши понимают разговоры взрослых, делают то, что их просят. Просто на данный момент они мало говорят, у них отсутствует стремление к вербальному общению. Логопеды устанавливают такой диагноз в отношении пациентов возрастом 3–4 года.
ЗПРР
Купить со скидкой шезлонги для новорожденных детей на сайте BabyCode.ru
Данная патология включена в перечень международной классификации заболеваний — ее код F80. Под понятием ЗПРР подразумевается группа отклонений, когда тормозится освоение навыков как устной, так и письменной речи. У таких пациентов недостаточно слов в багаже, им не свойственны экспрессивные разговоры.
Диагноз устанавливается в случае, когда малыши продолжают молчать после наступления двух лет, а к трем — не наблюдается развитие связной речи. С подобными проблемами помогают справляться врачи неврологического, психологического, логопедического и дефектологического направления. Участие в коррекции принимают педагоги, а также родители ребенка.
Теперь можно сделать вывод, что ЗРР и ЗПРР — разные понятия, так как в первом случае задержки в умственном развитии пациента не наблюдается, а во втором — она есть. Это и является существенным различием двух представленных терминов.
По каким признакам определяется отставание в речевом развитии у детей?
ЗРР — заболевание, проявляющееся сбоем во времени формирования речевого навыка, недостатке словарного запаса, а также дефектами грамматического построения и звукопроизношения. Признаками данного расстройства называют:
- трудности при пережевывании / проглатывании еды;
- регулярно открытый рот, повышенное выделение слюны;
- отказ ребенка от бесед;
- отсутствие зрительного контакта;
- невнятное бормотание, «набитый едой рот»;
- отсутствие реакции на просьбы взрослых;
- недостаток жестикуляции — малыш не показывает пальцем на предметы, не машет рукой.
Стадии ЗРР
В педиатрии выделяют три стадии данного расстройства.
- Легкая стадия. Характеризуется отсутствием отклонений со стороны нервной системы. Существует шанс развития поражений эмоционально-волевого плана.
- Средняя стадия. Отличается заторможенным развитием речи, которое комбинируется с нарушениями нервной системы. У пациентов могут диагностировать тремор, тики, параличи элементов артикуляции, разнообразные сбои в деятельности психических реакций.
- Тяжелая стадия. Типичная для детей с отклонениями речевых участков головного мозга. В такой ситуации наблюдаются тяжелые проблемы с освоением речи вместе с интеллектуальными нарушениями, а также сбоями внимания, памяти и самоконтроля.
Своевременное обращение к профильному врачу позволит установить причину замедленного речевого прогресса у малыша и подобрать индивидуальную схему коррекционно-развивающих методик.
Почему происходит задержка речевого развития?
Существует две основные категории факторов, которые сказываются на появлении ЗРР — биологические и социальные. Считается, что приблизительно в ⅓ случаев точные причины подобного заболевания остаются для врачей и родителей неизвестны. Рассмотрим каждую категорию подробно.
Органические триггеры
К данной категории причислены следующие причины:
- Минимально сниженная мозговая способность.
Данная причина спровоцирована перинатальными повреждениями мозга, в основном перинатальной энцефалопатией. В анамнестических данных пациентов обычно наблюдается:
- асфиксия при родах;
- гипоксия;
- родовые травмирования;
- поражения инфекционного характера.
Слишком ранние роды или, наоборот, поздние — тоже влияют на развитие ЗРР.
- Болезни в раннем возрасте.
Это могут быть черепно-мозговые травмы, энцефалиты / менингиты неонатального типа, гипотрофия. Также к этой группе относят частые и продолжительные болезни, которые ослабляют малыша, осложнения, появляющиеся после ввода инъекции с вакциной.
- Тугоухость.
Становление и формирование речевого навыка начинается при прямом вовлечении анализатора слуха. Другими словами, с опорой на информацию, которую слышит малыш. Нарушения слуха тоже способны стать причиной появления описываемого отклонения.
- Наследственность.
В некоторых случаях замедленные темпы развития процессов в нервной системе происходят из-за генетически детерминированных факторов. Например, когда мать или отец в детстве поздно заговорили, вероятность того, что у их ребенка будет аналогичная проблема, увеличивается.
Социальные причины
Зачастую данные факторы скрываются в неблагоприятной обстановке, где растет ребенок. Они становятся триггерами для появления дефицита речевой связи: отсутствие востребованности в общении, под чем подразумевается недоразвитость культуры общения в семье, «синдром госпитализма» — обычно появляющийся у детей, которые часто болеют.
Негативное влияние на темп формирования речи у малышей до трех лет часто оказывают:
- стрессовые ситуации;
- билингвизм;
- отрицательная речевая среда.
В других случаях торможение освоения данного навыка появляется не только при психосоциальном пренебрежении, но и нездоровой опеке над ребенком. В таких условиях у детей отсутствует востребованность в общении, так как родители и родственники заранее предотвращают все желания. Это не стимулирует их самостоятельную речевую деятельность.
Также врачи говорят, что чрезмерно нежелательным для детей раннего возраста считается пребывание в крайне информированной обстановке. То есть там, где они будут встречаться с большим поток данных, которые, в большинстве случаев, не соответствуют возрастной группе ребенка.
При данном факторе малыши привыкают к постоянной шумихе, перестают прислушиваться к речи взрослых и обдумывать значение слов. Они часто произносят достаточно шаблонные и длинные фразы, которые никак не связаны с естественной реакцией появления речевых навыков.
Как должно проходить развитие речи ребенка в норме?
Чтобы правильно понять признаки, указывающие на проблемы с речью у малыша, следует разобраться в основных стадиях и условных нормативах речевой способности в раннем возрасте.
Рождение нового человека всегда оповещается криком, который считается первым речевым рефлексом младенца. Плач малыша осуществляется с помощью различных отделов речевого аппарата. Время возникновения крика (по нормам это первая минута после рождения), его уровень громкости и звучания способны многое поведать врачу о самочувствии младенца.
Первый год развития ребенка считается подготовительным этапом, в ходе которого малыш проходит определенные стадии:
- гуление — начинается с 2–3 месяцев;
- лепет — старт с 5–6 месяцев;
- лепетные слова — дебют с 8–10 месяцев;
- первые слова — обычно говорятся в период 10–12 месяцев.
Опираясь на установленные нормы, в год словарь малыша должен насчитывать от 10 до 15 слов. Все они обычно состоят максимально простых слогов: ма-ма, ба-ба, ля-ля, те-тя и так далее. В пассивном словаре должно быть примерно 200 слов. В эту категорию относят названия различных предметов, бытовых действий.
До конкретного временного периода пассивный словарь (ПС) — число слов, значение которых дети понимают, в разы превышает активный словарь (АС) — количество произносимых ребенком слов.
«Лексический взрыв» обычно наступает примерно в 1,6–1,8 месяца. В этот момент изученные слова из ПС переходят в АС. У некоторых малышей этот эпизод способен затянуться до двухлетнего возраста, но в общем, их развитие определяется врачами как «стабильное».
В таком случае переход к активному общению довольно часто начинается резко, а позже дети не просто доходят до уровня своих сверстников, которые заговорили раньше, но и в разы перегоняют их в «речевой гонке». Считается, что такой переход наступает, когда в АС крохи появляется не меньше 40 и более слов.
Обычно к двухлетнему возрасту в речи отмечают наличие довольно простых предложений, состоящих из пары слов. В запасе ребенка уже имеется до 50–100 слов. В 2,5 года дети начинают выстраивать вполне развернутые предложения, которые могут состоять из 3–4 слов. С трех до четырех лет малыши:
- усваивают определенные грамматические правила;
- объясняются предложениями, связанными по смыслу;
- активно применяют в разговоре слова из разных частей речи;
- осваивают грамматические основы — изменение слов по родам, числовому значению.
Когда ребенку исполняется три года его словарный запас составляет 500–800 слов и более, в четыре — до 1 000–1 500 слов.
Что должен уметь малыш в два года? Какие есть физические особенности, как развиваются органы, интеллект? Собрали для вас всю информацию в материале: «Развитие ребенка в 2 года: что должен уметь малыш?».
Врачи считают относительно нормальным отклонением в установленных возрастных границах: среди девочек — на 2–3 месяца, мальчиков — на 4–5 месяцев. Правильную оценку состояния работы речевого аппарата ребенка способен дать только дипломированный специалист, который сможет следить за пациентом в динамике. Обычно это педиатры, детские логопеды, неврологи.
Опрос
Ребенок не говорит в 3 года: что делать?
Первым делом, важно моральное состояние родителей. Не усложняйте ситуацию, примите ее как данность. Своевременная помощь специалиста повышает шансы малыша к школьной поре догнать своих болтливых сверстников. Вторым делом станет прохождение ряда обследований. Ребенка необходимо показать ряду специалистов:
- ЛОРу;
- логопеду;
- дефектологу;
- психологу;
- неврологу.
В некоторых случаях врачи советуют дополнительные исследования. Они нужны для полного понимания причин, которые не дают ребенку нормально развиваться, а также составления эффективной схемы лечения.
Способы диагностики
Для постановки диагноза и начала эффективной терапии нужно проконсультироваться с рядом врачей. Перед педиатром на этом этапе стоит определенная задача.
- Оценка соматического статуса пациента.
- Предварительное уточнение вероятных факторов ЗРР.
- Направление больного к специалисту необходимого профиля.
Следующим этапом диагностики становятся определенные обследования и тестирования.
Название | Пояснение |
Медицинские обследования | В эту группу включены неврологические тестирования, которые нужны для поиска микроорганических отклонений в мозге. Для этого ребенку делают:ЭхоЭГ;ЭЭГ;дуплексный скрининг артерий головы.Консультация у отоларинголога позволит исключить у ребенка наличие тугоухости, хронической формы отита, аденоидов. |
Логопедическая проверка | Подразумевает исследование:анамнеза и заключения врачей; моторики пациента;состояния его речевых способностей, визуальных и слуховых реакций;специфики коммуникативной функции.Детям до года выполняется мониторинг за работой доречевой и голосовой деятельности в обычных и специально спровоцированных условиях. При наличии слов врач устанавливает время их возникновения, количество слов в АС и ПС, общий уровень речевой активности пациента, присутствие связной и фразовой речи. |
Психологические исследования | Специалисты для проверки речи и изучения общего состояния психики у детей в раннем возрасте применяют:денверское тестирование психомоторики;шкалу Бейли;тест Гриффитса;анкету раннего речевого развития и прочие методики. |
ЗРР следует дифференцировать от общих сбоев развития, например, аутизма, олигофрении. Также нужно отличить заболевание от общего недоразвития речи первой-четвертой степени.
Хотите понять, с чего начинается речевое развитие и когда ждать первого слова? Какие есть способы, чтобы разговорить малыша? Тогда читайте об этом в статье «Развитие речи ребенка».
«Важное значение в коррекции разнообразных нарушений речи у детей играет диагностика, проведенная на ранних стадиях заболевания. Своевременное ее начало позволяет раньше приступить к терапии, чтобы малыш смог быстрее заговорить. Не отказывайтесь от врачебной помощи, если заметили у своего сына или дочери симптоматику ЗРР или ЗПРР.
Возможно отсутствие или не до конца сформированные речевые способности — всего лишь индивидуальная особенность ребенка, которая через некоторое время способна пройти самостоятельно. Но все же стоит перестраховаться и получить адекватную консультацию логопеда и невролога. В противном случае упущенную возможность вернуть не выйдет, а восстановление речи, когда она понадобится, будет довольным сложным и длительным процессом».
Кузьмина В. Ю. — детский невролог, кандидат медицинских наук.
Способы коррекции
Существует несколько методов для устранения представленного отклонения у детей в три года. Для этого используются различные приемы, о которых более подробно поговорим дальше.
Работа с логопедом
Врач во время специальных занятий помогает ребенку запустить и развить речевые способности, объясняет, как правильно составлять предложения. Профессор Елена Филиповна Архипова в своем учебном пособии «Логопедическая работа с детьми раннего возраста» говорит, что в перечень подобных приемов входят:
- упражнения по постановке звуков;
- артикуляционная гимнастика;
- игровые техники.
В случае, когда маленький пациент понимает фразы, его интеллектуальные способности нормально развиваются, а речь задерживается на 0,5–1 год — хватает только занятий с логопедом.
Работа с дефектологом
Занятия с дефектологом существенно отличаются от уроков с логопедом. К примеру, на сеансах врач ведет работу с пациентами, у которых есть грубые задержки в развитии, с теми, кто плохо понимает речь. В ходе занятий малыши:
- изучают базовые понятия (цвета, формы, размеры);
- выполняют упражнения, направленные на проработку мелкой моторики;
- запоминают названия разных предметов для создания пассивного словаря.
После изучения основных понятий, дефектолог начинает работу над развитием экспрессивных речевых способностей ребенка.
Комплексная медико-педагогическая терапия
Комплексные мероприятия по реабилитации необходимы, когда маленькие пациенты:
- понимают речь;
- возбудимы;
- не имеют социально-бытовых способностей.
В таких ситуациях у детей обычно диагностируют сильное отставание речи от установленных норм, грубые нарушения дикции, а также прочие выраженные неврологические проявления. Для улучшения состояния малыша используются фармакологические препараты — ноотропы. В эту категорию входят: «Цераксон», «Когитум», «Кортексин».
Производители данных медикаментов говорят, что с их помощью можно:
- стимулировать нейроны;
- улучшить передачу нервных импульсов;
- побороть последствия недостатка кислорода.
Однако эффективность представленных средств исследователи еще не доказали. Для стабилизации деятельности нервной системы врачи активно используют витамины группы В.
Важно понимать, что любое фармакологическое средство должно быть назначено детским неврологом, которые будет учитывать особенности пациента. Подобные препараты в неопытных руках вызывают аллергические реакции и перевозбуждение.
Микротоковая рефлексотерапия
Процедура для лечения детей с ЗРР, одобренная Минздравом. Представленный метод сфокусирован на воздействии прибора на определенные участки мозга, отвечающие за речевые способности:
- Вернике — участвует в понимании речи;
- Брока — взаимосвязан с активным словарем и желанием говорить.
Дополнительно для стимуляции мышления в логическом направлении и формирования бытовых навыков врачи воздействуют на лобные доли. Об этом говорится в научной статье Гавриловой Т. А., Кильдияровой А. С. и Новиковой Е. Евгеньевны. Терапевтическая процедура выполняется при подключении пациента к аппарату для ЭЭГ.
Логопедические сеансы массажа
Процедура подразумевает воздействие специалиста на артикуляционные мускулы: мышечные отделы лица, губ, языка, мягкого неба. Все действия выполняются с использованием стерильных зондов.
Основная задача такого массажа — стабилизация мышечного тонуса, улучшение кровоснабжения органов артикуляции.
Методика нужна для малышей с повышенным слюноотделением и нарушениями дикции. Дополнительно ее назначают детям, которые не говорят, так как в этом случае речь может не наблюдаться в результате отсутствия навыка управления необходимыми органами.
Как заставить говорить ребёнка — простые упражнения
Современные технологии сильно сказываются на обычном человеческом общении, оно просто уходит на второй план. Добавим к этому фактору то, что родители часто пропадают на работе и получим ответ на вопрос, почему у детей все чаще появляются проблемы с речью.
Что же можно сделать в такой ситуации, кроме медицинских процедур? Как помочь малышу в домашних условиях? Существует несколько действенных способов:
- слушайте классическую музыку — помогает улучшить навык восприятия звуков, положительно сказывается на деятельности мозга, развитии речи;
- описывайте все, что происходит вокруг — рассказывайте ребенку обо всех предметах, которые встречаются вам по пути (говорите названия, размеры, цветовую палитру, комментируйте действия малыша);
- не заставляйте кроху говорить какие-то слова или повторять их за вами;
- выполняйте по утрам гимнастику под звуки, веселые мелодии и простые слова песен;
- почаще обращайтесь к малышу с различными просьбами, задавайте ему вопросы;
- учите небольшие стишки, скороговорки;
- работайте над фонематическим слухом — научите малыша отличать звуки гитары, барабанов, объектов, выполненных из разного сырья;
- улучшайте зрительную память — меняйте предметы местами, убирайте из привычного ряда какую-то игрушку;
- делайте дыхательную гимнастику, чтобы выработать воздушную струю — для этого гасите свечи, надувайте воздушные шары, сдувайте с одуванчиков «седину».
Во время занятий с ребенком не смейтесь над ним, не одергивайте грубо. Если он начинает запинаться или неправильно выражаться — исправляйте ошибки без злости, будьте терпеливы.
Прогноз
Если вашему ребенку поставили диагноз ЗРР в три года, существует четыре варианта развития событий.
Благоприятный прогноз
Малыш со временем догоняет сверстников, речевые способности достигают установленных нормативов к 5–6 годам. Этот прогноз считается наиболее благоприятным, и как ни странно, самым редким.
Переход ЗРР в ЗПРР или ЗПР
По достижению четырехлетнего возраста при диагностировании у малыша отставания в психическом развитии — ЗРР трансформируется в ЗПРР. В этом случае лечебная коррекция с ребенком продолжается. В ней принимают участие психологи, дефектологи, логопеды.
В случае, когда пациент к началу школы догнал установленные нормы развития — считайте, что все закончилось хорошо. В иной ситуации комиссия ПМПК рекомендует ребенку пройти адаптированную программу для получения начального образования среди лиц с задержкой психоречевого развития.
Представленное решение рассчитано исключительно на время первых классов, ведь ЗПР подразумевает, что дети к 12 годам догонят своих сверстников и смогут учиться по обычной школьной программе. Когда этого не происходит, диагноз заменяют на легкую умственную отсталость или легкую форму когнитивного расстройства.
Точное медицинское заключение зависит от числа набранных баллов после прохождения специального тестирования Векслера. Оно помогает установить уровень IQ.
Замена ЗРР на ОНР
Когда нарушения интеллектуального развития не обнаружено, а речевые проблемы не проходят, в возрасте примерно пяти лет диагноз задержка речевого развития заменяется на общее недоразвитие речи. Также врачи могут установить заключение ФФНР — фонетико-фонематическое отставание речи или ТНР — тяжелое недоразвитие речи.
При нарушении или отсутствии речевых навыков интеллектуальные способности ребенка не могут быть сохранены. Начиная со старшего дошкольного периода речь взаимосвязана с мыслительной деятельностью, она ее регулирует. Когда нет чего-то одного, то и в другом происходит сбой.
ЗРР заменяется СНР
Когда врачи находят у ребенка отклонения со стороны умственного развития в возрасте пяти лет, ЗРР меняется на системное недоразвитие речи. Такой диагноз ставят только при наличии интеллектуальной отсталости или органических поражениях мозга. В последующем делать предположения о стабилизации состояния ребенка нецелесообразно.
Заключение
Чем раньше родители начнут бить тревогу, тем быстрее и эффективнее можно добиться благоприятного результата. Зачастую при купировании предрасполагающих триггеров и грамотной организации работы над проблемой к старшему дошкольному возрасте ребенок с ЗРР вполне способен догнать сверстников в развитии речи.
Действенность коррекционных мероприятий зависит как от участия квалифицированных врачей и педагогов, так и от вовлеченности родителей, придерживания ими общих установок и советов специалистов.
Что же в норме должны уметь детки в возрасте трех лет? Как в этом возрасте протекают физическое и умственное развитие? Читайте об этом в статье «Развитие ребенка в 3 года».
Профилактика ЗРР подразумевает формирование спокойных и позитивных условий для матери во время вынашивания ребенка, родов и постнатального периода. Также необходимо обеспечить нормальные микросоциальные меры и речевую атмосферу, в которой будет пребывать малыш:
- большая часть игрушек ребенка должна быть направлена на развитие;
- поступающие данные — относиться к области актуального и ближайшего развития крохи.
Оценить уровень речевого развития ребенка в 2–2,5 года лучше всего у квалифицированного логопеда, а не с помощью тестов в интернете.
Вы можете прочитать и скачать статью в удобном для вас формате
Сталкивалась с этой проблемой у сына. Сейчас уже все хорошо
Сейчас проходим этот период. Уже должен говорить, но пока никак. Только лепечет и все
Мне повезло. Не столкнулась с данной проблемой!
К счастью, у нас все хорошо) первое слово сказала в 10 месяцев