Купить со скидкой развивающие коврики на сайте BabyCode.ru
Каждое достижение ребенка важно для родителей, но его первое слово – все-таки самое долгожданное событие в семье. Многим мамам не терпится, когда же малыш начнет произносить слоги и звуки. Этот удивительный период наступает очень быстро. Совсем скоро побыть в тишине будет сложнее, чем добиться разговора с крохой. Но что же делать, если вы все еще не услышали заветное «мама», хотя ровесники малыша на детской площадке уже вовсю болтают? У родителей это вызывает тревогу и негодование, и они задаются вопросом: «Когда и мой ребенок начнет говорить?».
Речевое развитие требует особого внимания мам и пап. Его формирование начинается еще до того, как кроха заговорит. Воспринимая разговоры взрослых, малыш запоминает слова и впоследствии пытается подражать. Умение говорить – важная составляющая социализации ребенка, поэтому нужно вовремя определить, нет ли у вашего чада проблем с речью.
Купить со скидкой Наклейки Для Приучения Малыша К Горшку на сайте BabyCode.ru
Во сколько месяцев дети начинают говорить? Почему кто-то ждет первого слова дольше остальных? Как повлиять на коммуникативное развитие ребенка? Расскажем в статье все, что нужно знать родителям малыша о его речи.
- Как дети учатся говорить
- Когда ждать первого слова и первой фразы?
- Возраст и речевые особенности
- «Говоруны» и «молчуны»
- Кто быстрее начинает говорить: мальчики или девочки
- Нормы речевого развития
- Возраст от рождения до года
- Возраст от 1 до 2 лет
- Возраст от 2 до 3 лет
- Как помочь ребенку заговорить?
- Игры на развитие артикуляционного аппарата
- Музыкальные игры
- Пальчиковые игры
- Артикуляционная гимнастика
- Признаки задержки речевого развития
- Причины нарушений речи у детей:
- Основные поводы обратиться к врачу
- Советы родителям
- Что точно поможет ребенку заговорить?
Как дети учатся говорить
Ребенок не может начать общаться самостоятельно, так как это приобретенный, а не врожденный навык. Иными словами, ему необходима помощь для развития речи. Первый год малыша закладывает фундамент для дальнейшего становления. Это доречевой период, от которого зависит успех следующих.
Первые слова появляются только после нескольких этапов. До полноценных разговоров нужно пройти путь доречевого развития. Сначала у детей развиваются эмоционально-выразительные реакции, и они внимательно прислушиваются к голосу родителей.
Купить со скидкой шезлонги для новорожденных детей на сайте BabyCode.ru
Затем малыш пробует издавать гортанные звуки, и его реакции становятся голосовыми. Они проявляются в виде гуления и лепета. Карапузу нравится произносить протяжные слоги, особенно во время проявления эмоций. Он привлекает ваше внимание пением и криком.
Далее кроха начинает понимать речь старших и активно повторять ее. Это смешно и пока не похоже на настоящие слова, ребенок разговаривает буквально на «своем языке». Тем не менее чем активнее малыш бормочет, тем скорее у него получится говорить. В это же время меняются эмоциональные реакции. Карапузу становятся доступны новые элементы мимики: восхищение, удивление, неприязнь.
Параллельно с речью развивается интеллект. Воспроизведение слов обязательно сопровождается откликом. Воспринимая просьбу, ребенок уже исполняет ее, например поворачивается в нужную сторону. Детки также могут кивать в знак согласия и махать рукой на прощание. Так развивается невербальная коммуникация. Конкретные слова кроха сопоставляет с определенными предметами, что важно для развития логики.
Лишь после этого дети начинают разговаривать полноценно. По мере того как растет ребенок, увеличивается и его словарный запас, но это происходит постепенно и медленно. Сначала предложения крохи будут простыми, как и у взрослых, осваивающих новый язык.
Многие родители игнорируют прохождение этих этапов, ожидая мгновенной речи после первых звуков. Это неправильно, ведь нужно ориентироваться на общепринятые нормы развития, а не на собственные ощущения. Если малыш заговорил позже сверстников, не стоит сразу бить тревогу. Тем не менее важно понимать, что является нормой, а что – отклонением от нее. Какой же возраст считается наиболее подходящим для первых разговоров?
Когда ждать первого слова и первой фразы?
Существуют ориентиры, основанные на многолетних наблюдениях родителей. Ими можно пользоваться для оценки речевого уровня своего ребенка. Но все же нужно помнить, что они не помогут определить состояние развития в целом. Если малыш говорит менее активно, чем его сверстники, это совсем не значит, что над организмом крохи нависла угроза.
Возраст и речевые особенности
- 0–2 месяца. Плач – первая форма коммуникации малыша. Так он показывает голод, дискомфорт или беспокойство.
- 2–3 месяца. Ребенок издает звуки «а», «у», «ы». Он учится контролировать интонации и интересуется разговорами в семье.
- 3–6 месяцев. В этом возрасте малыш говорит сам с собой. Его реакции выходят на новый уровень, он узнает свое имя и понятнее показывает потребности.
- 6 месяцев. В полгода кроха складывает из букв первые слоги: «ба», «ма».
- 7–9 месяцев. Слоги составляют комбинации. Родители ошибочно полагают, что это первые слова, но их стоит подождать еще пару месяцев.
- 9–11 месяцев. Ребенок имитирует звуки речи так, как сам их слышит. Некоторые слова он уже понимает и правильно на них реагирует.
- 11–13 месяцев. Вот вы и дождались заветных «мама» и «папа». Малыш произносит осмысленные слова из двух слогов. Он понимает намного больше, чем раньше, и выполняет простые просьбы.
- 18 месяцев. Малыш знает и произносит части тела, названия игрушек и имена членов семьи. Он соединяет слова во фразы: «Папа, дай», «Хочу гулять», «Где мячик?».
- 2 года. Ребенок использует весь свой словарный запас. Он уже легко воспринимает сложные предложения и постоянно говорит.
- 3 года. К этому моменту заканчивается период раннего детства. Малыш запоминает мелодии и истории. Словарный запас так сильно расширился, что родители уже не могут сказать точно, сколько слов знает кроха. Речь становится заметно чище, однако всё ещё могут сохраняться трудности произношения свистящих и шипящих согласных.
«Говоруны» и «молчуны»
Каждый ребенок уникален, поэтому темпы развития не могут быть у всех идентичны. На них могут повлиять среда, в которой растет малыш, болезнь или дефицит общения. Кроме того, задержка речи может свидетельствовать об определенном психологическом речевом типе.
- «Говоруны» – экстраверты с самого детства. Они отличаются повышенной активностью и стремлением к познанию мира. Им хочется задавать вопросы обо всем на свете и рассказать всем о себе. Такие дети начинают говорить раньше.
- «Молчуны» – будущие интроверты. Они осторожны и рассудительны. В новой обстановке с посторонними людьми им некомфортно, поэтому они молча наблюдают за происходящим и все анализируют. Чаще всего они начинают говорить позже «говорунов», но сразу чисто и без ошибок.
Тем не менее нельзя безучастно ждать, когда ваш «молчун» проявит себя. Если к 2–3 годам ребенок не начал говорить, нужно обратиться за помощью к специалисту. Вовремя посещать врачей – первый шаг к осознанному родительству.
Кто быстрее начинает говорить: мальчики или девочки
Этот вопрос мучает уже не первое поколение родителей. Исходя из статистических данных, девочки начинают говорить раньше мальчиков. Причиной является физиология: созревание мозга быстрее происходит у дам. Из-за этого их словарный запас к 2 годам вдвое больше, чем у юношей. Кроме того, по своей природе девочки эмоциональнее, поэтому им хочется поделиться впечатлениями уже в детстве. Юные джентльмены более сдержанны и предпочитают говорить только «по делу».
Многочисленные исследования также доказывают связь речи и двигательной активности. Энергичные дети часто развиваются быстрее. Это касается не только физической, но и умственной деятельности. Активные малыши везде успевают первыми, в том числе в разговорах. Именно поэтому специалисты рекомендуют с детства проводить с карапузом много времени и стимулировать его больше двигаться.
Эти подсказки помогут вам контролировать скорость развития ребенка. Однако не все родители смогут вовремя распознать отклонения, поэтому специалисты рекомендуют обращаться к детскому неврологу. Достаточно посетить поликлинику в 3, 6, 9 и 12 месяцев. Это переломные моменты речевых изменений у малыша. Врач оценит индивидуальное развитие карапуза, опираясь на медицинские нормы.
Нормы речевого развития
В 2015 году Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины подготовила клинические рекомендации по диагностике нарушений и выявлению особенностей развития речи у детей. Данные исследования были одобрены Союзом педиатров России и получили широкое распространение среди отечественных и зарубежных специалистов. Одним из основных вопросов, которыми задавались ученые, было развитие устной речи у детей раннего возраста в норме. В связи с этим было выделено несколько стадий становления способности говорить.
Возраст от рождения до года
Во время так называемого доречевого развития голосовой аппарат малыша созревает и укрепляется. Например, во время плача тренируются дыхательный и артикуляционный отделы речи. Услышанный ребенком разговор вызывает у него широкий спектр реакций. Даже ничего не понимая и не желая понять, месячный малыш успокоится, услышав колыбельную песню.
Интерес просыпается на 4–5 неделях. Когда мама наклоняется над кроваткой, кроха не двигается, а прислушивается к ее ласковому голосу. В 5–8 недель ребенок учится улыбаться. Сначала это еле заметные сокращения мышц с выпячиванием губ вперед. К 8 неделе ваше чадо будет лучезарно улыбаться, а к 9–12 кроха засмеется.
Примерно на 3 месяце дети издают характерные гортанные звуки – гуление. Сначала это гласные буквы «а» или «о», и кажется, что малыш как будто мелодично поет. На 5–6 месяцах артикуляционно-голосовой аппарат позволяет ребенку соединить их с согласными, и появляется первый лепет. При гулении дети прислушиваются сами к себе, чтобы повторить понравившийся звук. Другим важным достижением является формирование просодической стороны речи, которая отвечает за интонации.
К 9 месяцам лепет обретает осознанность. Это можно понять по тому, какими действиями сопровождаются фразы карапуза. Например, перед приемом пищи малыш радостно говорит «агу», а когда мама уходит – ругается фразой «бубу». Новые слова малыш повторяет и быстро запоминает, сопровождая их жестами и мимикой. Годовалый ребенок уже произносит 8–10 слов. Его речевой аппарат практически полностью созрел и готов к постоянному изучению родного языка.
Возраст от 1 до 2 лет
До года у ребенка в основном формировалась импрессивная речь – понимание и восприятие слов. Теперь начинает развиваться экспрессивная, обозначающая произнесение звуков. Малыш усложняет смысл фразы и строит предложения. Они обогащаются новыми словами, которые кроха впитывает как губка. Тем не менее пассивный словарь ребенка все еще больше активного. Это значит, что он понимает больше, чем может сказать.
Важно, чтобы в этом возрасте речь стала членораздельной. Слова пока не имеют падежных окончаний и не согласуются между собой, но вы можете понять все, что говорит кроха. Ребенок тоже должен распознавать смысл ваших обращений к нему. В идеале он узнает название вещей, выполняет бытовые просьбы, легко выражает пожелания и общается с вами с удовольствием. Малыш постепенно начинает использовать не только существительные и глаголы. Его лексикон уже включает предлоги, местоимения и прилагательные. В два года активный словарь насчитывает 250–300 слов.
Чем больше времени вы уделяете ребенку, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Важно не коверкать слова, чтобы малыш не запомнил неправильный вариант. Если вы слышите ошибку в разговоре крохи, повторите несколько раз это слово вместе.
Возраст от 2 до 3 лет
Мышление детей развивается вместе с речью. Они уже понимают, что слово «игрушки» обобщает кукол и машинок, а «еда» включает фрукты, каши и овощи. Это приводит к разнообразию игровой активности малыша. Он разговаривает за любимых персонажей, создает между ними диалог и продумывает действия.
Трехлетний ребенок знает до тысячи слов, а иногда даже больше. Раньше с помощью прилагательных он обозначал только размер или цвет предмета, а теперь ему под силу описать форму, качество и материал. Произношение иногда подводит малыша: он может пропускать букву или, наоборот, вставлять лишний звук. Однако это постепенно исправляется с помощью внимательных родителей.
Как помочь ребенку заговорить?
Развивать речь нужно и можно с самого рождения. Однако заставить говорить ребенка раньше времени все равно не получится. Вы можете только способствовать правильному формированию речевой функции. Что же можно сделать, чтобы помочь карапузу заговорить?
Ответ лежит на поверхности. Дети воспринимают информацию с помощью органов чувств, поэтому нужно создавать для них как можно больше стимулов с помощью занятий в игровой форме. Развитие одного элемента сенсорной системы приведет к формированию остальных.
Осязание. Тактильные ощущения малышам запоминаются лучше всего. С первого дня жизни они любят ласковые мамины прикосновения и поцелуи. Делайте ребенку гимнастику, покупайте множество игрушек разных форм и материалов, играйте в пирамидку и кубики. Кроме того, осязание отлично развивают игры на улице, где так много всего нового и неизведанного.
Зрение. Фокусируя взгляд на окружающих его предметах, ребенок начинает задумываться об их значении. Концентрации внимания помогут яркие погремушки над кроваткой. Детям также нравится рассматривать красочные картинки в книгах и играть со светящимися игрушками. На улице обращайте внимание малыша на новые объекты и говорите, что это.
Слух. Постоянно разговаривайте с ребенком и читайте сказки на ночь. Описывайте ему предметы одежды и интерьера, проговаривайте свои действия. Чем активнее вы общаетесь с крохой, тем скорее появятся гуление и лепет. Малыш будет повторять за вами все, что услышит, поэтому говорите четко и понятно. Это не поможет избежать речевых ошибок, но уменьшит их количество.
Вкус. На вашей кухне наверняка много разнообразной пищи, которую уже можно дать ребенку на пробу. Знакомьте малыша с новыми продуктами и постепенно вводите их в его рацион. Во-первых, так вы снизите риск излишней привередливости в еде, а во-вторых, поможете его развитию. Вы можете называть все, что пробует кроха, и рассказывать, как это появилось. Например, скажите, что молоко дает корова, которая говорит «му-му», а малыш повторит интересный звук.
Обоняние. Запахи могут навевать малышу ассоциации. У бабушки пахнет свежими пирожками, в парке – цветами, а в ванной – детским шампунем. Когда малыш начнет говорить, воспоминания о запахах легко помогут запомнить ему слова, их обозначающие. Описывайте ребенку, что и как пахнет, чтобы пополнять его пассивный словарь прилагательных.
Крупная моторика. Создайте безопасное пространство для активных движений ребенка. Ему не должно быть слишком тесно в кроватке или в своей одежде. Играйте в подвижные игры, чтобы карапуз задействовал крупные мышцы рук, ног и корпуса.
Мелкая моторика. Она отличается от крупной тем, что движения совершаются кистями и пальцами. Речевые и двигательные центры расположены близко друг к другу в головном мозге, поэтому стимулирование мелкой моторики помогает формированию речи. Тренировать пальчики помогут не только специальные игрушки, но и пуговицы или шнурки на обуви.
Эти простые на первый взгляд действия оказывают колоссальное воздействие на развитие ребенка. Речь — это технология выражения звуков, которую можно совершенствовать последовательными занятиями. Мотивируйте ребенка поддерживать контакт, внимательно слушая его и улыбаясь во время коммуникации. И главное – поддерживайте любые стремления малыша и хвалите его за каждое маленькое достижение.
Игры на развитие артикуляционного аппарата
Также существует множество занятий, направленных на развитие артикуляционного аппарата. Они помогают не хуже сеансов с логопедом и очень нравятся деткам. Кроме того, это отличный вариант тренировки дыхания и интеллекта.
Музыкальные игры
- Петь под музыку песенки с повторением слогов. Неважно, как хорошо у ребенка получается запомнить текст, он сможет быстро адаптироваться и повторять слова во время пения.
- Озвучивать разных животных. Можно купить наборы из небольших резиновых фигурок, изображающих животных одной тематики: домашние, экзотические, морские и прочие. Также в продаже имеется множество зверюшек, издающих звуки при нажатии на лапку или животик. Проговаривайте вместе с малышом, кто и что говорит.
- Изобразить музыкальный инструмент. В этом вам помогут карточки с изображением барабана, гитары и флейты. Попросите ребенка показать, как играть на инструменте и какие звуки при этом можно услышать.
Пальчиковые игры
- Научить малыша популярным играм «Ладушки, ладушки» или «Гуси летели».
- Загибать и разгибать пальчики по очереди.
- Хлопать в ладоши.
- Изображать пальчиками человечка и «ходить» ими по столику.
Артикуляционная гимнастика
- Строить гримасы перед зеркалом. Можно показывать радость и грусть, высовывать язык, надувать щечки и поднимать брови.
- Тренировать дыхание. Детям нравится дуть мыльные пузыри, тушить свечки и наблюдать за разлетающимися одуванчиками. Вы также можете пытаться вместе сдуть со стола бумажный шарик или создавать пузырьки в кружке с помощью трубочки.
- Играть с языком. Показывайте язык, а затем прячьте его. Изображайте часы, двигая им как стрелкой. Вместе с крохой постарайтесь достать языками до кончика носа.
Опрос
Признаки задержки речевого развития
Не слушайте родителей, которые думают, что ребенок сам заговорит после 3 лет. В чем-то они правы, никто не молчит всю жизнь. Однако будет ли эта речь качественной и понятной? Нередко поводом задержки развития в речи является медицинская проблема, с которой поможет справиться только врач.
Причины нарушений речи у детей:
- вирусные заболевания матери во время беременности;
- внутриутробные патологии;
- недоношенность;
- генетические отклонения;
- нарушения слуха;
- прием неподходящих лекарственных препаратов;
- перенесенные в первый год инфекционные болезни;
- эндокринные проблемы.
«Количество случаев речевых задержек растет с каждым годом. Напряженная обстановка в семье, недостаток внимания и постоянная занятость родителей – все это отражается на здоровье ребенка. На сегодняшний день двое из десяти детей, наблюдающихся у логопеда, имеют проблемы с речью из-за хронических заболеваний, трое – из-за перенесенных инфекций и пятеро – из-за отсутствия должного родительского контроля за развитием речи…»
Анастасия Горбунова, доктор медицинских наук
Как вовремя отследить возникновение трудностей с речью у малыша? Это не так сложно, как кажется, ведь существуют навыки, которыми невозможно не овладеть нормально развивающемуся ребенку к определенному возрасту.
Основные поводы обратиться к врачу
- Первый месяц подходит к концу, а малыш не реагирует на кормление криком.
- На 4 месяце ребенок не гулит и не издает звуки, а в полгода не прислушивается к разговорам и музыке.
- 7 месяц истекает, но малыш еще не распознает голоса близких и не реагирует на интонации.
- В 9 месяцев у ребенка не получается повторять звуки за взрослыми.
- На 10 месяце кроха не кивает и не машет ручкой в качестве приветствия.
- В год карапуз не может выполнить простые просьбы, например «дай игрушку».
- По истечении 16 месяцев малыш не знает слов «мама» и «папа».
- К 2 годам кроха произносит меньше 5 слов.
- В 3 года малыш не может назвать свое имя и пересказать короткий стишок.
Педиатр – первый врач, к которому стоит обратиться. Если будет нужно, он направит вас к неврологу, психологу, окулисту или отоларингологу. При обнаружении нарушений посещение специалиста поможет добиться цели и положительных результатов. Главным помощником в борьбе с речевыми задержками чаще всего является логопед. Выявив дефекты, он исправляет произношение с помощью артикуляционных упражнений или массажных техник.
Нет ничего страшного в проблеме, которая была выявлена своевременно. В большинстве случаев речевые трудности, с которыми сталкиваются дети до 3 лет, никак не отражаются на их будущем. Не бойтесь посещать консультации специалистов и задавать им вопросы. Например, почему кроха заикается или как развивается речь в двуязычной семье. Жизнь малыша сейчас в ваших руках, и только совместными усилиями вы сможете преодолеть сложности.
Советы родителям
Не паникуйте, если невролог поставил диагноз ЗРР – задержка речевого развития. Чем раньше вы обратите на это внимание и начнете действовать, тем лучше. Не стоит упрощать свою речь, чтобы вашему чаду было понятнее. Так ребенку не к чему будет стремиться. С самого рождения старайтесь говорить с крохой четкими и спокойными фразами.
Огромное значение для развития малыша, в том числе речевого, имеет его физическое состояние. Внимательно следите, ничего ли не болит у ребенка и в каком он настроении. Подбирайте для артикуляционных занятий время, когда он активен и настроен на контакт. В противном случае результатов вы не добьетесь, а у малыша останутся неприятные воспоминания.
Важно не раздражаться, что кроха не разговаривает. Не упрекайте в этом малыша и относитесь к нему как обычно. Не принуждайте ребенка говорить, старайтесь ненавязчиво побудить его к речи. Дети чувствуют ваше настроение, поэтому сохраняйте позитивный настрой. Также ограничьте просмотр телевизора и не пытайтесь лечить карапуза лекарствами, которые кто-то вам порекомендовал.
Осознанные слова должны появиться после 1 года жизни. Вы можете подробно ознакомиться с тем, что должен уметь ребенок в 12 месяцев, чтобы определить его общий уровень развития. Не нужно ждать 2, 3 или 5 лет. Если вы подозреваете, что речь малыша недостаточно развита, проверьте ее уровень в соответствии с нормами ВОЗ. Обращайте внимание и на состояние ребенка. Если никаких отклонений нет, то молчание может быть особенностью организма.
Что умеет каждый малыш, еще не разговаривая:
- ходить и прыгать;
- подниматься по лестнице;
- рисовать линию и откручивать крышку на бутылке;
- складывать пирамидку;
- выполнять просьбы;
- узнавать вас;
- определять локализацию звуков.
Эти наблюдения подведут вас к умозаключению, готов ли ребенок к коммуникации. Понимая, на что сделать акцент в развитии малыша, вы быстрее поможете ему начать общаться. Наблюдательность и терпение – вот ваш девиз во время речевых занятий.
Что точно поможет ребенку заговорить?
В семье, где растет ребенок, необходимо обеспечить атмосферу любви и понимания. Его молчание еще не говорит о проблемах со здоровьем. В семьях, где родители громко ругаются или, наоборот от обиды не разговаривают друг с другом, мало шансов для спокойного развития малыша. Обстановка семейного уюта наиболее благоприятно воздействует не только на речь, но и на психику и интеллект крохи. Старайтесь решать конфликты за дверью детской или вовсе не допускать их.
Необходимо помнить, что какие бы вы методики и упражнения не выбрали, ребенку в первую очередь хочется ежедневного общения с вами. Поддержка любящих мам и пап будет основным стимулом для развития речи. Активное участие в жизни ребенка, забота и любовь обязательно принесут успехи.
Желаем всем малышам поскорее заговорить! Делитесь в комментариях, как проходит речевое развитие вашего ребенка.
Вы можете прочитать и скачать статью в удобном для вас формате
Мой малыш заговорил очень рано. И первым его словом было ни “мама”, ни “папа”, а “зая”. До сих пор удивляюсь этому
Испытываем небольшие трудности с этим. Сейчас дочка как раз должна заговорить, но пока что это какие-то связки звуков и не более
Мой тот еще любитель поболтать) правда заговорил не сразу, немного с запозданием.
А мы молчуны. Первое слово, конечно, было, но в целом новые слова даются очень тяжело
Мой первый сын очень долго молчал, а второй заговорил с легкостью. Не знаю, от чего это зависит