Развитие ребенка в полтора года: какие навыки обретают дети?

девочка в платье
Купить со скидкой развивающие коврики на сайте BabyCode.ru

Что должен уметь ребенок в полтора года? Какими достижениями он порадует? Можно ли как-то помочь ему с развитием? Этими и другими вопросами задаются родители, пока их малыш растет.  

Неудивительно, ведь в жизни семьи начался новый этап ― активное развитие. Если в возрасте до года организм крохи креп, а сам малыш постепенно обучался базовым и первостепенным навыкам, то сейчас, и в возрасте после полутора лет, наступила фаза изучения окружающего мира.

Купить со скидкой Наклейки Для Приучения Малыша К Горшку на сайте BabyCode.ru

Ребенок в полтора года успеет утомить родителей своими передвижениями, скажет свое первое слово, откроет для себя много нового, но именно это сделает маму и папу счастливыми. 

Краткая аудиоверсия

Как физически развивается ребенок в полтора года

Физическое развитие ― неотъемлемая часть взросления. Современные родители отслеживают его показатели с самого младенчества, чтобы быть уверенными, что у малыша нет никаких патологий и заболеваний. 

Вот почему мама и папа изо дня в день отмечают в специальных приложениях, тетрадях и альбомах новые показатели физического развития своего малыша, а затем показывают их врачу-педиатру.

Нормы физического развития к 1,5 годам

ребенок на самолете
Купить со скидкой шезлонги для новорожденных детей на сайте BabyCode.ru

В этом возрасте к показателям нормы у малышей относятся рост и вес. Именно они характеризуют правильное развитие ребенка на физическом уровне.

Не стоит забывать, что мальчики и девочки отличаются с самого рождения даже в вопросе килограммов и сантиметров. Потому и нормы физического развития у них будут отличаться на несколько сантиметров и килограмм. 

Запомните: цифры, приведенные в таблице ниже ― это средний показатель, который характерен для страны, но никак не единственно возможная норма. На рост и вес малыша могут также повлиять индивидуальные и генетические особенности.

МальчикиДевочкиМальчикиДевочки
Рост ВесРостВес
79 ― 85 сантиметров9,8 ― 12 килограмм77 ― 83 сантиметра9 ― 11 килограмм

Не забывайте, что теперь малыш растет не так быстро, как было до 12 месяцев. В среднем он набирает до 300 грамм и 1,5 сантиметра за 30 дней. 

Измерить рост и вес ребенка в полтора года можно как вместе с врачом на приеме, так и самостоятельно дома. До двух лет рост детей измеряют в положении лежа, а вес ― с помощью специальных детских весов, оставляя чадо только в подгузниках или трусиках.

Кроме роста и веса педиатры вместе с родителями мониторят изменения окружности головы малыша и его грудной клетки. Эти показатели также важны для понимания здорового развития малыша.

МальчикиДевочкиМальчикиДевочки
Окружность головыОкружность грудной клеткиОкружность головыОкружность грудной клетки
44 ― 50 сантиметров47,4 ― 54 сантиметра43 ― 49 сантиметров47,8 ― 53 сантиметра

По сравнению с первым круглым возрастом ребенка ― 12 месяцами ― малыш к 1,5 годам набрал примерно 1,5-2 сантиметра в грудной клетке, на 1-1,5 сантиметра выросла его голова. Однако показатели в полтора года девочке и в полтора года мальчику разные. Дальше каждый ребенок после полутора лет также будет развиваться в соответствии с нормами гендера.

Совет

Скачайте специальное приложение-трекер, которое поможет отслеживать успехи физического развития чада. Есть разные его вариации в магазинах для версий Android и iOS.

ребенок бежит

Если рост и вес зависят во многом от генетики и предрасположенности, то с навыками малышу могут помогать и сами родители. С первых месяцев жизни крохи мама и папа активно вовлечены в процесс его взросления, они учатся специальным техникам массажа, знают, что такое гимнастика для детей, помогают чаду сделать свои первые шаги.

В среднем, примерно в годик дети делают свои первые шаги, так что к 18 месяцам малыш уже будет активно бегать и даже подпрыгивать. Для родителей начинается новое время и игра под названием «Успей за мной». 

Малыш стал очень активным, он с радостью познает мир по-новому. Если раньше он мог видеть то, что его окружает с высоты коляски или рук родителей, то теперь он имеет возможность самостоятельно все потрогать, оббежать и даже попробовать. Имейте в виду, что кроха постоянно будет тянуть что-то ко рту ― камни, игрушки, листики. И это уже не рефлекс, а настоящий интерес. Однако слова «Нет» и «Нельзя» он тоже уже сможет понять. 

Все это говорит о том, что к возрасту 1,5 года мама и папа должны быть готовы следить за ребенком едва ли не круглосуточно, ведь темп его активности будет поражать.

Конечно же, родителям важно знать, какие дети в полтора года должны быть и какими навыками к 18 месяцам могут обладать. И их уже достаточно много.

Ребенок в полтора года умеет:

  • ходить, бегать и прыгать;
  • самостоятельно садиться на корточки и вставать;
  • самостоятельно выбираться из манежа и других защитных ограждений;
  • открывать и закрывать двери;
  • играть с мячом: подбрасывать его и пинать;
  • спускаться и подниматься по лестнице без помощи, но с подстраховкой взрослых;
  • смотреть под ноги во время ходьбы;
  • забираться на стул и слезать с него;
  • держать ложку, кружку и тарелку за столом;
  • уверенно держать в руках небольшие предметы;
  • открывать в доме все ящики и шкафы;
  • активно помогать маме с тем, чтобы одеть себя ― просунет ножку и ручку в штаны или кофту;
  • уверенно наклоняться за предметами к полу и не падать при этом.

Одни дети научились еще чему-то большему, другим сложнее даются эти навыки ― ничего из этого не является чем-то страшным. Всегда помните о том, что ваш ребенок в полтора года ― индивидуальность, и что средние показатели и общая информация о навыках нужны вам лишь для того, чтобы было от чего «отталкиваться» в понимании прогресса. Ни в коем случае не сравнивайте его с другими детьми, даже с собственными, ведь и в одной семье дети будут развиваться по-разному, а не по общему сценарию.

Лучшее, что могут сделать родители ― наблюдать, и сообщать врачу все изменения, которые происходят с малышом. 

Режим ребенка в 1 год и 6 месяцев

Сон и еда ― лучшие друзья активного развития ребенка в полтора года и даже вплоть до совершеннолетия, просто режим питания и сна в разные периоды взросления будет отличаться. Еще год назад малыш проводил много времени во сне, а кушать ему нужно было раз 6 в день, прикорм только-только появился в рационе крохи. Теперь же многое поменялось.

Сон

ребенок спит

Ребенок в полтора года спит один раз днем и 10-12 часов ночью. Режим ночного сна больше не раздроблен на периоды кормления, малыш спит крепко и редко будит родителей. Круги под глазами взрослых от недосыпа начинают исчезать.

Дневной сон ребенка в полтора года длится 1,5-2,5 часа, и происходит обычно после обеда или ближе к нему. Режим сна уже сформирован, и крайне важно не нарушать его без веских причин. Если малыш не сможет поспать положенное время в течение дня, то он будет капризничать и плакать. Хотя есть и другие причины, почему ребенок в полтора года отказывается ложиться спать.

Некоторые дети спят днем дважды: до обеда 1,5-2 часа, после обеда ― примерно час. Это тоже нормальный режим, не стоит его менять целенаправленно. 

Кстати, этот возрастной период считается идеальным для того, чтобы учить ребенка спать самостоятельно.

Еда

ребенок ест

Ребенок в полтора года кушает за день 4-5 раз, но промежутки между приемами пищи увеличиваются до 3-4 часов. Только если раньше грудное молоко составляло основной рацион питания, а прикорм был дополнительным, то теперь все наоборот ― ребенок все реже вспоминает про грудь, и она требуется ему, в основном, утром и вечером. 

Многие мамы в этом возрасте начинают отучать детей от грудного вскармливания. В этом есть смысл, если планируется ранний выход из трехлетнего декрета. Этот возраст считается оптимальным для отлучения от груди, но идеальный, все-таки ― 2,5-3 года. Если есть возможность продолжать, то лучше не прерывать такое кормление.

Дело даже не в самих питательных веществах материнского молока ― а их тоже немало, они помогают формировать иммунитет малыша ― а в эмоциональной связи. Процесс кормления грудью вызывает у ребенка чувство защищенности и спокойствия.

Если вы все же решили отучить от грудного молока, то стоит делать это постепенно, сперва уменьшая количество миллилитров в день.  

Опрос

В каком возрасте вы планируете отучить ребенка от груди?

Средняя норма количества пищи за сутки в возрасте 1,5 года ― 1000-1300 миллилитров. Более точную цифру нормы непосредственно для вашего ребенка можно узнать по формуле:

Вес ребенка : 9 = норма потребления пищи в сутки (мл).

Ребенок в полтора года кушает более разнообразную еду, но ему все также нельзя жареное, копченое, копченое, шоколад. Его рацион все еще детский, так что не все «взрослые» продукты подойдут.

Давайте посмотрим, какой режим сна и кормления в день примерно должен быть у ребенка в полтора года.

ВремяДействие
07:00-07:30Пробуждение ото сна
07:30-08:00Завтрак
08:00-12:00Игры, прогулки, отдых, полезный перекус 
12:00-13:00Обед
13:00-15:00Дневной сон
15:00-17:00Пробуждение, игры
17:00-18:00Ужин
18:00-19:00Подготовка к ночному сну, кормление перед сном
19:00-20:00Ночной сон

Напоминаем ― это всего лишь приблизительный режим дня, и у всех малышей он отличается. 

Итак, физические нормы развития ребенка в 18 месяцев ― это общие показатели, которые помогают родителям быть уверенными, что их ребенок в возрасте полутора лет растет здоровым. Эти цифры показывают маме и папе, нужно ли менять свой подход к уходу за чадом. В любом случае, если вы сомневаетесь в показателях ребенка, в первую очередь нужно проконсультироваться с участковым педиатром. 

Если хотите составлять правильный рацион своему малышу, то сперва ознакомьтесь с мифами о детском питании, которые мы давно развеяли.

Как психологически развивается ребенок в полтора года

ребенок играет

Эмоции, осознанность, интеллект ― все это является частью психологического развития ребенка в полтора года. Конечно, каждый родитель априори уверен в том, что его малыш самый умный и сообразительный, и это даже хорошо. Ребенок должен расти в любви, а его достижения, даже самые маленькие на первый взгляд, ни в коем случае нельзя принижать.

К тому же, есть признаки, по которым можно определить маленького гения еще в юном возрасте.

Но так же, как и в случае с физическим развитием, у психологического есть общие нормы и показатели. Зная их, взрослые могут вовремя заметить, есть ли у чада трудности.

Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка в 1,5 года

ребенок показывает язык

Примерно до года развитие малыша было стремительным, и разница между месяцами в проявлении эмоций или психомоторных показателях была заметна невооруженным глазом. Теперь же процесс будет происходить медленнее, но более глубинно в сознании маленького человека. Если раньше кроха действовал больше интуитивно, то с 18 месяцев в нем появляется все больше осознанности.

Ребенок в полтора года учится новому каждый день: все предметы, вещи и люди из его окружения становятся объектом изучения.

Чадо знает и понимает многие слова из лексикона родителей. Он внимательно слушает взрослых, и запоминает не только сами фразы, но и интонацию, с которой их произносят. Если сказать ребенку «Дай машинку», то он поймет о чем его просят, и сделает то, что нужно. 

Когда вы читаете перед сном малышу сказку, он воспринимает ее персонажей, увлечен историей, испытывает радость и разочарование вместе с героями. Он уже умеет сопереживать. К тому же, он проявляет интерес к одной конкретной и самой любимой сказке.

Если показывать ему картинки, он может различать некоторых изображенных животных.

Ребенок в полтора года может стать «нехочухой», как говорят многие родители. Это возраст отрицания, отказа, проявления независимости. Но дело даже не в том, что малыш действительно не хочет ничего из того, что ему предлагают или о чем говорят родители.

У отказа есть несколько причин:

  • малыш не приучен к самостоятельности в элементарных для его возраста вещах, и таким образом он вступает в конфликт с ситуацией, когда его пытаются заставить что-то сделать;
  • ребенок уже осознал устоявшиеся нормы собственной семьи и хочет проверить их на прочность, выступая против всего, о чем его просят;
  • чадо пытается привлечь к себе внимание;
  • ему страшно перед чем-то новым, даже если это предмет мебели или другая дорога домой;
  • он действительно не хочет делать то, что ему говорят, потому что ему это не нравится.

На самом деле, отказ ― это не плохо. Ребенок в полтора года становится более осознанным и уже понимает, что ему нравится, а что категорически нет. Выяснив причины регулярного «не хочу, не буду», родители смогут понять как действовать правильно. Но самое главное в этой ситуации ― не давить на малыша, не требовать от него полного послушания. Дети должны иметь свою точку зрения и взгляд на жизнь даже в таком юном возрасте, подавляя их, родители рискуют в будущем воспитать безвольного и слабого перед требованиями других людей человека.

Эмоционально ребенок в полтора года все еще тесно связан с мамой. Именно она проводит с ним большую часть времени, именно ее грудь успокаивает слезы, панику или испуг. Малыш зависит от эмоций родителя и может даже копировать их время от времени.

Кроха эмоционален в 18 месяцев. Он будет громко плакать, если обижен или что-то болит. Его смех тоже громкий и заразительный. Но, в отличие от младенческого возраста, эти проявления эмоций уже более осознаны и могут быть успокоены разговором. Если попросить малыша вести себя потише, он может послушать маму или папу и успокоиться. Это особо заметно в общественных местах, в которых не принято громко выражать мысли и чувства. Тем не менее не «шикайте» на ребенка и не ругайте его за это, иначе он станет бояться собственных эмоций. 

Лучшее решение ― спокойный разговор. Ваша интонация ― козырная карта в воспитании. Пока малыш слышит спокойный и уравновешенный тон голоса родителей, ему будет проще взять собственные чувства под контроль. На резко негативные тональности он будет реагировать такими же. Помните ― он с легкостью копирует вас и ваше поведение. Именно вы для малыша являетесь наглядным примером.

Однако малыш ― это не фортепиано, которое можно настроить под идеальное звучание. Он все равно будет капризничать, противоречить, спорить, протестовать разными способами. К этому нужно быть готовыми. Поверьте, в его подростковый период этот этап будет вспоминаться с ностальгией.

Именно такие проявления эмоций и характера свидетельствуют о развитии личности, отдельной от родителей. Причем, главный вопрос, который звучит в семье в такие периоды ― «И в кого он(а) такой(ая)?». Запомните ― ни в кого. Родители произвели на свет ребенка, принявшего некоторые их черты и гены, но в остальном ― он самостоятельный организм и в биологическом, и в психологическом смысле. 

Что умеет малыш к 1,5 годам

ребенок ползает

Итак, глобально вопросы развития интеллекта и эмоций ребенка в полтора года мы рассмотрели. Теперь поговорим более конкретно, чтобы понять, что именно к этому возрасту уже умеют делать дети.

Психологические трудности ребенка в полтора года самостоятельно определить сложнее, чем физиологические. Они менее наглядны и могут быть списаны на характер. Вот почему родителям стоит заранее узнать обобщенные показатели психологического развития ребенка в полтора года, чтобы понимать, на что обращать внимание в первую очередь.

Итак, малыш в 18 месяцев уже умеет:

  • самостоятельно играть с игрушками;
  • играть в активные игры;
  • играть в простые игры в паре с кем-то или в группе;
  • слушать музыку, пытаться подпевать и подтанцовывать под нее;
  • рисовать на чистом листе, разрисовывать картинки;
  • копировать поведение взрослых и детей из окружения;
  • отказывать, если ему что-то не по душе;
  • возмущаться, когда не получил желаемое;
  • испытывать чувство любопытства, отсюда и желание заглянуть во все ящики в доме;
  • демонстрировать свои эмоции (положительные и негативные) ярко и громко;
  • реагировать на просьбы действием, согласием или игнорированием и отказом;
  • просыпаться ночью от кошмаров с криком ― они уже могут начать периодически сниться ему, если днем состояние было перевозбужденным;
  • реагировать обидой на то, что его поругали и радостью на похвалу;
  • отличать цвета и формы игрушек, даже строить пирамидки из предметов по размеру;
  • переворачивать листы книг, останавливаясь на картинках и рассматривая их;
  • воспринимать интересные истории на слух;
  • показывать любимых книжных героев или персонажей мультфильмов на картинках.

Естественно, это не весь перечень умений ребенка в полтора года. У некоторых детей он гораздо обширнее. 

Так, одни малыши в этом возрасте могут сообщать родителям, когда нужно в туалет, другие строят домики из игрушек, третьи ― гладят кота, испытывая чувство счастья от этого. Спектр эмоций у каждого ребенка индивидуален также, как и способности.

Если вы хотите помочь крохе, делайте акцент на развивающие игры: крупные пазлы с простой картинкой, цветные кубики, карточки с предметами. Причем, необязательно покупать новые игрушки, многие интересные забавы можно придумать даже с подручными предметами в доме, но об этом мы поговорим чуть позже.

Разговор по душам: когда ждать первое слово ребенка

ребенок учится уговорить

Речевые навыки ребенка в полтора года ― это новая отдельная графа в списке достижений малыша. К этому возрасту безликие звуки вроде «агу» или «яяя» переросли в полноценные слоги и даже слова. 

Первое слово ребенок обычно произносит в период 1 год ― полтора года. Лидером и первопроходцем среди первых слов малыша является «Мама» (44% случаев). Иногда чадо первым произносит «Папа» (20%), «Деда» или «Баба» (по 10%).   

Но первым словом может стать не обозначение родственника, а призыв: «Дай» в первую очередь говорят 7% малышей, «Да» или «Нет» ― 5%. 

Эта статистика показывает, что малыши учатся разговаривать простыми односложными словами. Они проще для воспроизведения вслух, но это не означает, что понимает чадо только их. 

Речь ребенка, возраст, когда прозвучит долгожданное первое слово, умение выражать свои мысли ― все это зависит, в первую очередь, от усилий родителей.

Логопеды советуют закладывать фундамент для речевого развития малыша с первых дней жизни. Как? Разговаривать с ним постоянно.

Да, в возрасте до года кроха будет слабо понимать что ему говорят и о чем, но постепенно к нему будет приходить осознание, и чем больше слов, речи, фраз и интонаций от взрослых он будет слышать, тем легче ему будет потом их повторять. К тому же, мы уже упоминали о важности интонации в голосе родителей ― ее ребенок в полтора года тоже будет копировать, учась разговаривать.

Еще один прекрасный способ стимулировать развитие речи малыша ― сказки, книги и интересные истории. Во время их прослушивания у ребенка в полтора года постепенно начинают задействоваться участки мозга, отвечающие за память и воображение. 

В среднем, ребенок в полтора года уже может произносить около 40 простых слов, хотя знаком уже с гораздо большим количеством. Не переживайте, у него еще все впереди ― на данном этапе он накапливает свой пассивный словарный запас, который позже будет воспроизводить вслух.

К активному речевому развитию ребенка в полтора года можно также отнести:

  • понимание смысла сказанных другими фраз;
  • выполнение двух действий после одной просьбы, например: «Встань с пола и принеси мне кубик»;
  • знание собственных частей тела и демонстрация их после озвучивания: «Покажи ножку»;
  • попытки подражания звучанию сложных слов из уст взрослых или других детей;
  • активную жестикуляцию и живую мимику, которыми подкреплены слова или попытки их произнести.

Прекрасный способ помогать и дальше развивать речь ― сценки с любимыми игрушками малыша в ролях. Например, если взять куклу, мишку и машинку, дать им определенные роли и разыграть простое представление с несложными фразами, то кроха порадуется, запомнит многое из того, что увидел и услышал и даже постарается повторить действия и звуки.   

Помните ― ваш ребенок в полтора года и дальше во время взросления растет в том темпе, который складывается из трех факторов: предрасположенность, окружающая обстановка, стимулирование развития. Причем, именно последний фактор зачастую играет ключевое значение в физических, психологических и речевых успехах малыша.   

Игры с ребенком в полтора года

мама играет с ребенком

В этом возрасте любая игровая деятельность малыша и родителей нужна в целях развития. Так что какое бы занятие для малыша вы ни придумали, в первую очередь, делайте его интерактивным и обучающим. Хотя без интереса к игре со стороны чада не обойтись, так что увлекательность ― еще один важный критерий.

Любая игра с ребенком в полтора года в первую очередь нацелена на развитие:

  • воображения;
  • моторики рук и ног;
  • наблюдательности;
  • концентрации внимания;
  • логики.

С отдельной щепетильностью и осторожностью родителям стоит подходить к выбору игрушек. Например, ребенок в полтора года все еще с удовольствием тянет то, что взял в руки, ко рту, так что лучше ограничить количество мелких предметов в зоне его досягаемости. Если в доме есть маленькие игрушки, то малышу нужно давать их только в присутствии взрослых под пристальным наблюдением.

Еще один момент ― лучше купить меньшее количество игрушек, но выбрать те, которые отличаются высоким качеством. Кожа ребенка в полтора года все еще нежная и склонна к аллергии. К тому же, некачественные материалы могут даже травмировать малыша. 

Огромная просьба к современным родителям: не разделяйте в столь юном возрасте развлечения на «девчачьи» и «мальчишечьи». Пусть биологически малыш девочка или мальчик, в этом возрасте это не так важно. Если мальчику нравится кукла, а девочке машинка, не стоит забирать их насильно и заставлять играть с другими игрушками. 

Выбор развивающей игры для ребенка в полтора года зависит от локации. На улице и в доме стоит предпочесть разные развлечения. Поэтому предлагаем варианты для игр с крохой в разных местах.

Игры дома:

  • собирать мозаику из крупных деталей (можно заменить конструктором или пазлами);
  • сортировать предметы по размеру (есть специальные игрушки-сортеры вроде пирамидок, коробочек с отверстиями и даже матрешек);
  • с помощью любой игрушки успевать схватить шарики одного цвета (вариация игры «Бегемотики»);
  • ролевые игры с резиновыми уточками в ванной при купании;
  • поиск нужного цвета карандаша для рисования на бумаге;
  • поиск лишнего предмета из предложенных (можно положить перед малышом карандаш, фломастер и мишку и попросить убрать то, что не подходит);
  • поиск «клада» в доме ― нужно спрятать какой-то предмет в комнате и помогать малышу отыскать его;
  • ролевые сценки с мягкими игрушками;   
  • рисование;
  • лепка из пластилина;
  • обучение счету (можно попросить малыша считать игрушки вместе с мамой);
  • танцы под музыку;
  • чтение сказки в ролях.

Игры на улице:

  • старая-добрая песочница с куличиками;
  • переливание воды в емкости (лучше всего играть в теплое время года);
  • поимка солнечных зайчиков на стене;
  • игры с мячиком;
  • догонялки, где сперва мама ловит ребенка, а потом они меняются;
  • рисование мелками на асфальте;
  • копирование движений животных (прыгать как зайчик, идти медленно как черепашка и прочее);
  • запоминание и озвучивание звуков вокруг;
  • катание на горках и качелях;
  • демонстрация животных и насекомых вокруг;
  • мыльные пузыри;
  • игры с тенью (малышу можно показать тень и попытаться убежать от нее);
  • катание на детском велосипеде или в машинке.

На улице взрослым приходится проявлять больше осторожности и внимания при выборе забав. Но и вариантов для игр на детской площадке можно придумать намного больше. 

Если дома акцент стоит делать на играх, развивающих логику и воображение, то на улице стоит дать волю активностям.

Игры в транспорте:

  • крестики-нолики в различных вариациях (есть специальные игрушки-приспособления для этой игры, а есть и классический вариант ― на бумаге);
  • «горячо-холодно» со спрятанным у мамы в одежде предметом;
  • чтение книг с яркими картинками и обсуждение увиденного и услышанного в процессе;
  • наблюдение за тем, что происходит за окном (можно акцентировать внимание на домах, деревьях, людях и животных);
  • сворачивание самолетика из бумаги;
  • игры с фигурками, куклами, машинками и мягкими игрушками;
  • пальчиковые сценки (можно купить специальные игрушки на палец или нарисовать на нем глазки, разыгрывая сценку).

Эти игры нужны взрослым и малышу по большей части ради усидчивости и спокойного времени в дороге. Ребенок в полтора года еще не отличается умением сидеть долго на одном месте, поэтому маме и папе нужно заранее побеспокоиться о том, чем можно занять малыша на часы поездки в общественном транспорте или машине.

Кстати, в первую очередь перед дорогой нужно обязательно проверить, что взяли любимую игрушку малыша ― без нее в пути будет сложнее всего.

Как помогать ребенку в полтора года развиваться 

Как мы уже говорили ― психологическое и физическое развитие ребенка в полтора года во многом зависит от помощи родителей. Что же нужно делать взрослым, чтобы малыш рос здоровым и радовал новыми достижениями?

ребенку делают массаж

Физическое развитие ребенка в полтора года могут помочь улучшить специальные техники массажа и гимнастика. Ими стоит заниматься на протяжении всего процесса взросления, просто постепенно заменять одни методики на другие ― свойственные тому или иному возрасту. 

Регулярные занятия помогают в профилактике многих заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания. Некоторые техники предупреждают появление искривлений и даже плоскостопия. 

Массаж стоит делать самый обычный, ограничиваясь несильными растираниями с шеи до пяточек. Ни в коем случае нельзя применять силу или пользоваться силовыми техниками остеопатов самостоятельно! Если по показаниям врачей ребенку в полтора года нужен будет лечебный массаж, то его нужно проводить специалистам в этой области, а родителям ― сперва пройти обучение такому виду массажа.

Гимнастические упражнения для ребенка в полтора года ― это активные игры. Бег, прыжки, кувыркания способствуют активному тонусу мышц. В этом возрасте стоит предпочесть лифту ступеньки и помогать крохе подниматься по ним, чтобы опорно-двигательный аппарат малыша развивался.

Этот возраст, в принципе, не подразумевает спокойное времяпровождение для малыша и его родителей. 

счастливая семья

Психологическое развитие ребенка в полтора года тоже во многом зависит от игр, которые мы с вами уже обсудили. Но кроме этого, здоровая психика малыша формируется на базе гармонии в семье. 

В доме, где конфликты решаются без криков и ругани, где мама и папа всячески показывают малышу свою любовь, хвалят его и часто обнимают, растет эмоционально и психологически устойчивый маленький человек. 

Поэтому старайтесь избегать негативных моментов, сдерживать раздражение и негативные эмоции в присутствии малыша. Про физические наказания не идет даже и речи. Современные психологи настойчиво рекомендуют избегать всех возможных их проявлений. Даже слабые удары по попе рукой под запретом. Любой конфликт должен решаться диалогом.

Какой уход нужен за ребенком в полтора года

ребенок купается ванне

Выдыхайте ― под словом «уход» больше не подразумеваются какие-либо особые ежедневные процедуры, которые нужны были малышу в более раннем возрасте. В период от полутора до 3 лет все будет постепенно меняться. Это время уже прошло, теперь забота о ребенке в полтора года более спокойная и больше приближена к ежедневным потребностям взрослого человека.

В это понятие, конечно же, входят и сон с кормлением, но о них мы уже детально поговорили ранее. Главный вывод, который можно сделать из этого процесса ― важно соблюдать режим. Поговорим о других процедурах.

Чтобы правильно ухаживать за ребенком в полтора года, нужно:

  • купать его минимум 1-3 раза в неделю с мылом и каждый день ополаскивать после уличной пыли и грязи, особенно в теплое время года;
  • мыть голову с шампунем раз в неделю;
  • помогать ему чистить зубы два раза в день специальными детскими щеткой и пастой;
  • умывать его утром после пробуждения и вечером перед сном;
  • расчесывать волосы мягкими гребешками или массажными расческами;
  • стричь ногти по мере их подрастания;
  • чистить уши специальными приспособлениями раз в неделю (некоторые родители предпочитают ватные палочки или перекись, но использовать их с таким крохой ни в коем случае нельзя);
  • подмывать его 2 раза по умолчанию и каждый раз после похода в туалет.

Любые средства гигиены, которые используются на ребенке в полтора года, должны соответствовать возрасту, приобретаться в проверенных магазинах и маркетах, состоять из натуральных компонентов и соответствовать срокам годности. 

Лучше всего выбирать средства от проверенных производителей, а если возникла необходимость купить что-то новое, в первую очередь, проверять на себе ― капнуть немного жидкости на собственное запястье и подождать, будет ли реакция кожи на состав.

Постепенно приходит время приучать малыша к самостоятельности. Поэтому во время гигиенических процедур можно начинать учить ребенка делать несложные движения самому: держать зубную щетку и водить ею по зубам, растирать мыло между ладошек, выливать содержимое горшка в унитаз. Всё это, конечно же, под присмотром и контролем взрослых и с их помощью.

Можно ли стать идеальным родителем для ребенка в полтора года?

мама целует ребенка

Развитие ребенка в полтора года ― это итог сразу трех факторов, которые были скомбинированы на протяжении всей жизни малыша:

  • генетическая предрасположенность ― к физиологическим особенностям или психологическим проявлениям себя;
  • социальная среда ― отношения в семье, умение взрослых правильно выражать свои мысли и чувства при ребенке, состав семьи, окружающие сверстники и другие дети;
  • старания родителей по воспитанию и заботе ― разговоры с малышом, выбор игр, внимание по отношению к нему, специальные массажные и гимнастические упражнения.

Все эти факторы вместе формируют будущую личность и здорового человека. И прекрасно, что мы живем в такое время, когда аспектам воспитания ребенка в полтора года уделяется настолько пристальное внимание. Написано множество книг и статей о правильном воспитании, снято много передач и фильмов об этом, и все ради одной цели ― показать, что фундамент взрослого и осознанного человека без запущенных болезней закладывается буквально с подгузников. 

К вам, дорогие родители, есть только одна просьба ― не бойтесь быть неидеальными. Невозможно достичь определенного показателя «идеальной мамы» или «идеального папы». Ваших любви, усилий и надежности будет достаточно, чтобы малыш вырос счастливым и здоровым.

Расскажите нам в комментариях, какие физические и психологические особенности ребенка в полтора года вы считаете поводом проконсультироваться с врачом?  

Вы можете прочитать или скачать статью в формате PDF

Купить со скидкой прорезыватели-грызунки для детей на сайте BabyCode.ru
Купить со скидкой развивающие коврики на сайте BabyCode.ru
Total
0
Shares

7 comments

  1. Пока лето вывожу ребенка каждый день поиграть на улице. Свежий воздух и общение с другими детьми только на пользу. Спасибо за полезные посты про деток.

  2. Дочь успевает утомить нас своей активностью. Настал тот возраст, когда нужно ходить, бегать, прыгать

  3. Хожу с ребенком регулярно к врачу-педиатру. Наблюдает за показателями роста, веса, физически как развивается малыш. Хороший пост!

  4. Малыш начал уверенно помогать мне, когда его одеваю. Просовывает ножку и ручку в одежду, поднимает сам предметы с пола, если они упали

  5. Пару дней назад исполнилось 1,5 годика, дочь уже сама чала кушать. Держит ложку, кружку за столом

  6. Сын залезает во все шкафы и ящики в доме, только успеваем следить за ним. Читаю все ваши статьи про деток, очень интересно!

  7. В возрасте полутора лет дети очень активны и любознательны, начинают понимать окружающий мир. Нужно везде ходить и лазать. Все эти новые навыки помогают детям лучше понять свое место в мире

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья
ребенок лежит на медвежонке

Развитие ребенка после года: рост, сон, еда, уход за малышом

Следующая статья
ребенок с кисточками

Рисуем с детьми: разбираем техники рисования поэтапно 

Похожие статьи